Как «прокачать» себя. Инструменты личного апгрейда

Почему одни люди успевают и в спортзал сходить, и с работой справиться, и с друзьями встретиться, и семье уделить нужное время, и при этом свежи и полны сил и энергии? И почему другим так трудно преодолеть желание понежиться в кроватке, оторвать зад от дивана, попробовать что-то новое?

Почему у одного так быстро «варит котелок», он может сосредоточиться и быстро справиться с задачкой, а другой – просто «тормоз» и часто упускает из виду важные детали и возможности? Как «прокачать» себя, чтобы всё успевать, быть полным сил и получать от жизни удовольствие?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться, как мы устроены и работаем изнутри.

Операционная система

Мы реагируем и совершаем – или не совершаем – действия в ответ на события, стимулы1, как внешние, так и внутренние. Что происходит при этом в нашей «операционной системе»? Давайте шаг за шагом разберём, например, ситуацию, когда мы видим лежащий на дороге кошелёк.

Сначала сигнал попадает в мозг, где включаются в работу наши фильтры восприятия (культура, стереотипы, установки, убеждения).2  В зависимости от того, насколько сильны и разнообразны эти фильтры у конкретного человека, по-разному может действовать и он. Может сразу схватить кошелёк и пойти дальше. Или у него возникнут эмоции и чувства – например, радость от находки, страх быть обманутым мошенниками. А затем и мысли: «Какой приятный сюрприз! Вот кому-то не повезло. А вдруг это жулики подстроили, чтобы отнять потом мои же деньги! Вроде никого вокруг нет, значит не подстава… А, может, в «Бюро находок» отнести?».

В итоге мы совершаем действие: подбираем кошелёк, озираемся по сторонам или проходим дальше.

Вся эта цепочка может занять секунды, а может и несколько минут. Последствия могут быть разными, и они отразятся на нашем опыте.

как1

Разберём работу системы подробно. Пройдя через фильтры восприятия, сигнал будет направлен по одному из каналов: породит эмоции и чувства (1), приведёт к возникновению мыслей (2) или прямиком вызовет действие (3) – изменение поведения, поступок.

Больше того, в жизни мы часто реагируем, поддавшись эмоциям, минуя стадию мыслей. Этот путь в нашей системе поддерживают привычки.

Факторы эффективности

Эффективность нашей «операционки» – способность обеспечить выживание и приносить нам пользу – зависит от двух факторов: здоровья и уровня развития этой системы.

Намеренно не буду вдаваться в анатомические и физиологические основы работы наших органов и систем. Знания о них можно почерпнуть в специальной литературе и в интернете. Для нас важно разобраться, как успешно пользоваться системой и развивать её. Для этого я и упрощаю модель, которая показывает как систему, так и влияющие на неё факторы.

Начнём со здоровья. Если недуг прямо сказывается на физическом состоянии вашего организма (состав крови, давление, обмен веществ, изменения органов и частей тела), очевидно, что это непосредственно отражается и на «операционной системе». Например, работе мозга, который является её ядром и определяет восприятие, скорость реакций, внимание, гибкость мышления, память и уровень интеллекта.

Если же проблемы невелики, мы как минимум обеспокоены, встревожены, раздражены. И это также отражается на работоспособности «операционной системы», поскольку часть её ресурсов расходуется на эти эмоции и порождённые ими мысли.

О том, что способствует поддержанию здоровья, расскажу позднее. Но только хорошего здоровья мало. Полноценная работа нашей «операционной системы» и её эффективность обеспечиваются десятью ключевыми элементами, перечисленными на рисунке в разделе «Операционная система». Их можно распределить на две группы:

- факторы, связанные с уровнем развития и продуктивности мозга;

- факторы, составляющие ваше «Я» и определяющие отношение к миру и взаимодействие с ним.

Центральный процессор

 Наш мозг, главный орган центральной нервной системы, представляет собой совокупность 100 миллиардов нервных клеток (нейронов), связанных между собой. Его вес составляет около 2% от массы тела. При этом мозг потребляет 20% энергии, которую вырабатывает организм. Части мозга, прямо влияющие на скорость мышления и реакций, память, интеллект, способность к концентрации внимания и гибкость мышления, показаны на рисунке.3

как2

Префронтальная кора (ПК) отвечает за размышления, анализ, планирование, моделирование ситуаций и воображение, самоконтроль и концентрацию внимания. Поясная система (ПС) ведает способностями переключать внимание, видеть выбор, сотрудничать с другими людьми. Глубокая лимбическая система (ЛС) формирует наши эмоции, настроение, регулирует мотивацию.

Базальные ганглии (БГ) отвечают за интеграцию ощущений, мыслей и двигательных функций, участвуют в формировании ощущения удовольствия. Височные доли (ВД) отвечают за память, контроль эмоций, распознавание языков, лиц и предметов. Мозжечок (М) определяет скорость обработки информации и рассудительность, координацию движений и мыслей.

Важно заметить, что все эти системы соединены между собой и с другими участками миллионами нейронных связей и действуют совместно и слаженно. Если одна из систем даёт сбой, он отражается и на работе других.

Развитие и продуктивность

Вернёмся к ключевым элементам «операционной системы», связанным с уровнем развития и продуктивности мозга.

как3Скорость мышления и реакций позволяет нам быстрее реагировать на происходящее вокруг, быстрее думать, легче переключать внимание, быстрее адаптироваться к новому. Она зависит, в первую очередь, от работы мозжечка и поясной системы.

как4Память – это способность запоминать, хранить и в нужный момент воспроизводить нужную информацию. Она является важнейшим фактором нашего развития. На значимости памяти построено множество увлекательных историй, которые рассказывают как об успехах людей с феноменальной памятью, так и о трудной жизни тех, кто наутро не помнит ничего из прошедшего дня.

Память бывает разной как по длительности хранения, так и по типам обрабатываемой информации. Она распределена по всему объёму мозга.

В работе памяти задействованы почти все упомянутые системы мозга. Лимбическая система хранит эмоциональную память. Кора головного мозга задействована во всех этапах (запоминание, хранение, вспоминание). Височные доли отвечают за среднесрочную и долгосрочную память, запоминание звуков, зрительных образов, подбор слов.

как5Интеллект помогает нам разбираться в том, что происходит внутри и вокруг нас. Его специализация – понимать, анализировать информацию, планировать, прогнозировать, визуализировать, мечтать, выбирать. То есть успешно решать задачи, которые преподносит нам жизнь. Основной вклад в формирование нашего интеллекта вносит кора головного мозга.

как6Способность к концентрации внимания обеспечивает нам возможность фокусироваться на каком-то действии и выполнять его максимально продуктивно, не отвлекаясь. Если мы читаем книгу, ведём машину, слушаем собеседника или размышляем – вам нужно внимание. Концентрация внимания – также важнейший элемент силы воли4, являющейся важным качеством для саморазвития и достижения успеха. Способность к концентрации внимания зависит от качества работы нашей префронтальной коры.

как7Гибкость мышления нужна прежде всего, чтобы переключать, когда это необходимо, внимание с одного объекта (или задачи) на другой (например, при общении с несколькими собеседниками, приготовлении еды, вождении автомобиля). Она помогает избегать автоматической реакции на какое-либо событие или быстро подбирать слова, когда мы строим свою речь. Адаптироваться к изменениям, заниматься творчеством, учиться новому нам также помогает гибкость мышления. Она зависит от эффективности работы поясной системы и коры головного мозга.

Такие разные «Я»

Вторая группа ключевых элементов нашей «операционной системы» составляет наше «Я» и определяет отношение к миру и взаимодействие с ним.

как8Знания и навыки отвечают за «зрелость» нашей системы. Они влияют на фильтры нашего восприятия, формируя установки, стереотипы и убеждения. Кроме того, они обеспечивают расширение диапазона фильтров, которыми мы пользуемся, и способность гибко менять эти фильтры в зависимости от ситуации.

Знания и навыки определяют количество и силу связей между элементами нашей «операционной системы». Благодаря им мы совершаем больше осмысленных действий – то есть управляем собой. Например, зная, что, накричав или сказав что-то под воздействием эмоций, можно обидеть другого человека или разрушить отношения, мы сдерживаем инстинктивную реакцию и пытаемся поступать целесообразно.

как9Можно бесконечно наполнять себя информацией, как энциклопедию. Только большая часть этих знаний может никогда не понадобиться. А как определить, что пригодится, а что – нет? Зачем нам нужны конкретные знания и навыки? Ответ на эти вопросы кроется в целях и устремлениях.

Благодаря целям и устремлениям наша жизнь обретает смысл. Мы сознательно начинаем двигаться в определённом направлении. Осознанно преодолеваем преграды, отказываемся от одного и выбираем другое.

Можно, конечно, и просто плыть по течению. Но жизнь всё ускоряется. Представьте, что вы несётесь на машине по автомагистрали со скоростью 100 км/ч и разглядываете пыль на лобовом стекле, считаете столбики на обочине или, хуже того, пишете СМСки. Чем вы рискуете, когда не всматриваетесь вдаль? Как минимум, вы пропустите важный знак или что-то интересное, а в худшем случае – улетите в кювет.

Устремления наполняют нас энергией. Они придают сил и улучшают настроение.

«Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал… Путник спросил у него, почему он плачет. И человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться.

Путник дал ему монетку и пошел дальше. И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью.

Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше. И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!».5

С постановкой целей важно не перестараться! Если цели становятся для нас чем-то вроде шор для лошадей, мы рискуем упустить море возможностей. Надо быть внимательными к происходящему вокруг, изучать альтернативы, сравнивать свои устремления с тем, что для нас важно в жизни, во что мы верим.

как10Лучший индикатор правильного выбора, гармоничности целей и устремлений – ощущение энергичности, радость и воодушевление, сопровождающие нас на пути. Понимание потребностей, ценностей и осознание того, во что мы верим, помогают выбрать верное направление на пути к успеху и счастью.

Потребности проявляются в вашем внутреннем мире как напряжения, неудовлетворённость, дискомфорт, желания. Очень удобной для восприятия потребностей является классификация А. Маслоу. Физиологические потребности (еда, сон, секс) и потребность в безопасности обусловлены генетическими программами, обменом веществ и биологическими особенностями. Остальные потребности формируются как психологические конструкции внутри нашего «Я».как11

Вытекающая из теории важная особенность – если не удовлетворена потребность более низкого порядка, невозможно удовлетворить более высокие потребности. Однако обычно в тени остаётся другая, не менее важная особенность – если удовлетворена потребность высокого уровня, находящиеся ниже могут какое-то время подпитываться энергией более высокой потребности. Например, глубоко увлёкшись какой-то интересной работой, общением с важными для вас людьми, мы можем на время забыть о голоде, страхе, сне.

Совокупность потребностей формирует наши устремления. Если бы балом правили только потребности, мы бы полностью зависели от внешнего мира. Что же является точкой опоры, которая позволяет личности занять независимую по отношению к этому миру позицию, быть человеком?

как13Личностные ценности связывают наш внутренний мир с другими людьми и обществом. В таблице приведен список ценностей, выделяемый по методике М. Рокича6.

Инструментальные ценности (ценности-средства)
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения
Чуткость (заботливость)
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Честность (правдивость, искренность)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Терминальные ценности (жизненные ценности, ценности-цели)
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,
общей культуры, интеллектуальное развитие)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
Творчество (возможность заниматься творчеством)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Есть много способов разобраться в своём наборе ценностей. Один из них – расстановка в порядке важности инструментальных и терминальных ценностей из таблицы выше.

Набор ценностей конкретного человека – не статичная структура. Наше окружение, жизненный опыт видоизменяют степень важности одних ценностей относительно других. Конечно, у большинства из нас есть «костяк» из нескольких ценностей, неизменных на протяжении многих лет. Выявив их, мы уменьшаем риск принятия решений или стремления к целям, достижение которых в итоге может нас разочаровать.

как13Вера7 – это фундамент, основа вашей системы самоидентификации. Представьте себя в незнакомом месте, в полной темноте, наполненной непонятными звуками. Что поможет сохранить самообладание в этой ситуации? Вера!

Набор ценностей, преобладание потребностей, устремления уходят корнями в нашу веру. Если жизнь нас понесёт в сферы, несовместимые с нашей верой, нам будет крайне тяжело, и мы начнём быстро расходовать свои силы. Вера – это часть основного источника нашей жизненной силы.

Обратные связи

Вернёмся к цепочке «Стимул-действие». Если мы не прикладываем сознательных усилий, «операционная система» выберет самый экономичный и быстрый путь от стимула к действию. Иногда это может спасти нам жизнь: если, например, на нас набрасывается собака, мозг отключает механизм размышлений и активизирует автоматическую программу выживания (драться, замереть или убегать).

Если же мы «на автопилоте» дадим себя заговорить искусному жулику или в ответ на проступок ребёнка сначала накричим, а потом подумаем, стоило ли так поступать, мы что-то теряем. Вывод – за исключением экстремальных ситуаций нам стоит сознательно управлять своей «операционной системой».как14 

Рассказ будет неполным, если не упомянуть обратные связи. Их основное назначение – помогать системе развиваться, быть гибкой и приспосабливаться к изменениям вокруг нас. Первую связь я уже показал в начале. Последствия нашего поведения и поступков через опыт изменяют наши фильтры восприятия и другие элементы нашего «Я» (или личности).

Поступок совершён, в голове возникают мысли: мы можем обрадоваться или ужаснуться последствиям, и это оставит свой след в «операционной системе» через память. Появившиеся мысли могут вызвать из памяти образы, которые приведут к всплеску эмоций. Если они позитивные – процесс размышления получит подкрепление, а если негативные, то может запуститься механизм стресса, ослабления мыслительных способностей и применения подходящих автоматических реакций.

Позитивные эмоции подкрепляют наш запас сил и поддерживают слаженную работу организма. Негативные эмоции, особенно продолжительные, ослабляют нас и через продолжительный стресс могут привести к серьёзным сбоям в работе жизненно важных систем (сердечно-сосудистая система, иммунитет, пищеварение, мозг).

Кто не курит и не пьёт…

Производительность нашей «операционной системы» можно и нужно повышать. Здесь нет фантастически быстрых или безумно трудных, подобных восхождению на Эверест, способов. Важно действовать последовательно и терпеливо, постепенно меняя свой образ жизни. 

Будь здоров

Здоровье – одна из самых популярных тем, которая широко освещается в книгах, статьях, радио- и телепередачах. Поэтому мы просто перечислим основные факторы, способствующие поддержанию хорошего здоровья.

Первое, что приходит на ум – отказ от вредных привычек. Да-да, каждый решает сам. Но то, что курение, наркотики или увлечение алкоголем серьёзно подрывают здоровье, известно всем. 

Правильное питание

По этому поводу есть много точек зрения. Большинство сходятся в следующем:

1. Большая часть того, что мы едим или пьём, должно быть натуральной пищей, содержащей минимум консервантов, усилителей, стабилизаторов, разрыхлителей и т.п. добавок. Чем меньшей промышленной переработке подвергались продукты, тем для здоровья лучше.

2. Отношение питательных веществ к калориям в нашей пище должно быть максимальным. Такими качествами особо отличаются фрукты, овощи, орехи, семена.

3. Питание должно быть разнообразным (так мы получаем больше полезных веществ) и учитывать особенности нашего организма. На начальном этапе можно обратиться за рекомендациями к диетологу, а дальше – учиться прислушиваться и понимать реакцию своего организма на различные продукты, особенно те, которые содержат потенциальные аллергены. 

Физическая нагрузка

Если мы даже просто делаем зарядку по утрам или ходим пешком (в идеале не менее 10000 шагов в день), это позитивно сказывается на здоровье.  Оптимальный подход – это регулярное сочетание упражнений, поддерживающих гибкость суставов и эластичность мышц (растяжки, йога, пилатес, тайчи) и нагрузок, заставляющих нашу сердечно-сосудистую систему активно прокачивать кровь по всему организму (силовые тренировки, бег, фитнес).

Первые улучшают обмен веществ и снабжение кровью самых отдалённых уголков нашего тела, а вторые насыщают органы кислородом, полезными веществами и ускоряют обмен веществ. При дефиците времени очень выручают короткие (от 7 до 15 минут) интенсивные тренировки, берущие своё начало в школах подготовки профессиональных спортсменов и спецназовцев. 

Управление стрессом

Сегодня достаточно хорошо изучены и негативное влияние продолжительного или хронического стресса на здоровье, и эффективные способы борьбы с ним. Глубокое спокойное дыхание, короткая медитация, пробежка или подъём по ступенькам на несколько этажей – простые и в то же время действенные меры управления стрессом. Чуть более изощрённый способ: на протяжении недели-двух записывать всё, что нас раздражает, сердит, выводит из себя. Затем посмотреть на получившуюся картину и подумать, как можно ситуации, которые вводят нас в стресс, свести к минимуму.

Стоят ли некоторые события того, чтобы сердиться или расстраиваться? Как наполнить наш день большим количеством позитива? 

 «Прокачка» мозга 

В отношении мозга, как и тела, верно утверждение: «Всё, что не используется, постепенно угасает и исчезает».

Для развития ключевых элементов «операционной системы», связанных с уровнем развития и продуктивности мозга (скорости мышления и реакций, памяти, интеллекта, способности к концентрации, гибкости мышления) нужно уделить внимание всего четырём направлениям: 

Избавление от воздействия токсичных и психотропных веществ

Наркотики, сигареты, алкоголь, выхлопные газы, токсичные вещества ослабляют мозг, напрямую разрушая его отдельные структуры или обмен некоторых веществ, или приводят к сбоям в работе «систем жизнеобеспечения» организма (лёгкие, сердечно-сосудистая система, система пищеварения). 

Правильное питание

Здесь верно всё, что упоминалось в отношении здоровья. Некоторые продукты содержат вещества, активизирующие или поддерживающие работу мозга. К ним, например, относятся какао, зелёные листовые овощи, авокадо, льняное семя, орехи, приправа карри, ягоды. Увеличение количества этих продуктов в рационе непременно сказывается на производительности нашего «центрального процессора». 

Достаточный сон

Сон нужен не только для восстановления сил, но и для упорядочения информации, полученной мозгом в течение дня. Учёные расходятся во мнении, сколько взрослому человеку необходимо спать. Чаще всего приводится диапазон 6-8 часов. Здесь тоже есть важные правила. Период сна для наилучшего восстановления приходится на промежуток с 10 часов вечера до двух часов ночи. 

Тренировка

 Мозг, как и мышцы, поддаётся тренировке. Известны случаи, когда люди, перенёсшие инсульт и не способные после этого говорить и ходить, почти полностью восстанавливали качество жизни. Иногда на это уходили годы. А что говорить о нас с вами?

Есть множество книг и методик, позволяющих тренировать мозг. Неоспоримым преимуществом, на наш взгляд, обладают компьютерные программы, состоящие из мини-игр, которые нацелены на тренировку конкретного свойства мозга (скорости мышления и реакций, памяти, интеллекта, способности к концентрации, гибкости мышления).8 Развивая свой мозг в увлекательной игре, мы можем следить за своим прогрессом и даже сравнивать свои результаты со своей возрастной группой. Что может быть интереснее?!

Окружающая среда

Даже создав очень продвинутую «операционную систему», мы не в состоянии компенсировать на все сто процентов влияние среды, в которой мы живём. Плохая экология подрывает наше здоровье и быстро истощает запас сил. Люди, которые нас окружают, неминуемо влияют9 на наши взгляды, привычки, убеждения, стереотипы и установки. Информация, заполняющая наш день, нормы, правила, которым мы следуем, также влияют на нас и незаметно изменяют нашу «операционную систему».

Что из этого следует? Необходимо серьёзно и внимательно относиться ко всему, что наполняет нашу окружающую среду:

- стремиться больше времени проводить в благоприятных экологических условиях;
- выбирать, с кем общаться; 
- фильтровать информацию и избавляться от ненужной (включая блуждание по интернету, радио и телепередачи);
- задаваться вопросами: «Зачем я следую этим нормам, правилам, не ограничивают ли они мою свободу, возможности развиваться и быть счастливым?» - и находить для себя ответы. 
  • Дополнения

Что есть лень?

Принято считать, что это слабость воли и внутренней мотивации, крайняя форма экономии нашей энергии, проявление доминирования генетической программы. Всё живое стремится оптимизировать соотношение полученных жизненных ресурсов и затраченной для этого энергии. Но мы же люди! Как таковой лени не существует. Да! Этим словом мы называем проявление таких состояний, как занятие нелюбимым делом, «сели батарейки», отсутствие целей в жизни и понимания, для чего мы живём.

Стоит разобраться в себе – и лень испарится.

Что способствует творчеству и раскрытию нашего потенциала?

Приведение в порядок своей физиологии и «прокачка операционной системы» наполняют нас энергией и создают физически ощущаемую потребность в действии. А о том, куда приложить свою энергию, чтобы добиться успеха и быть счастливым – отдельный разговор.

_______________________________

1 Сти́мул (лат. stimulus — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие. См: Википедия.

2 Подробнее о фильтрах восприятия: Чиксентмихайи М. Эволюция личности. Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013.

3 Подробное описание этих систем мозга и их влияния на жизнь человека см.: Амен, Дэниэл Дж. Измените свой мозг - изменится и жизнь! Пер. с англ. — М.:Эксмо, 2012

4 Воля – это сочетание внимания (направленное сознание) и усилия (преодоление лени, заторможенности или рассеянного внимания), а также процесс, при котором сознание делает выбор из других имеющихся вариантов и придерживается этого выбора достаточно долго, чтобы выбранная цель осуществилась.

5 Источник: http://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi61.html

6 Источник: http://www.hr-portal.ru/tool/metodika-opredeleniya-cennostnyh-orientaciy-m-rokicha

7 Вера (в психологии) — особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения, фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека. Источник: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=125

8 Смотрите, напр.: www.lumosity.com, или www.happymozg.ru, или www.brainhq.com

9 «В каждый конкретный момент времени мы становимся усредненным воплощением пяти самых близких нам людей. Ни в коем случае не стоит недооценивать важность своего круга общения». Бланшар К., Хатсон Д., Уиллис И. Одноминутные правила для предпринимателя: Секреты создания и развития успешного бизнеса. Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

Оставьте свой комментарий

Комментарии

  • Комментарии не найдены